17 октября 2019

У Бодо Илльгнера не было времени отреагировать. Не успел он моргнуть, как перед ним пролетел мяч, заскочивший в верхний левый угол ворот. Именно туда, куда целился Йордан Лечков. Теперь оставалось только бессильно наблюдать за тем, как болгарин празднует очередную банку. Это был уже не первый раз, когда Болгария заставила болельщиков и журналистов удивлённо вздымать брови. Горизонты футбола расширились, и на какое-то время великая игра переехала за океан – в Америку. Это было золотое время Львов. Христо Стоичков, Красимир Балаков, Эмил Костадинов и Лечков позволили небольшой нации поиграть на мундиале впервые за восемь лет. Именно Костадинов заставил французов ошибиться в Париже. После той игре Жерар Улье назвал Давида Жинолу, чей пас привёл к контратаке, «убийцей французского футбола».

Зло и добро в одном флаконе: Йордан Лечков

Правда, на новом континенте всё начиналось худшим возможным образом: в первом же матче Нигерия просто растоптала болгар с разгромным счётом 3:0. Но удалось отыграться против Греции (4:0) и Аргентины. Южноамериканцы стали не единственной видной жертвой раззадорившихся Львов – в четвертьфинале гол Лечкова оставил не у дел даже немцев.

Потрясающие достижения, но всё могло бы обернуться совершенно иначе, ведь даже Волшебники ошибаются. В том же матче Лечков сбил с ног Юргена Клинсманна. Рефери поставил: пенальти. Когда пробивать решил Лотар Маттеус, в исходе не было никаких сомнений. Действующие чемпионы, проводящие свой первый ЧМ в качестве объединённой нации, вели до тех пор, пока штрафной не отправился исполнять Стоичков. Спустя три минуты Лечков кинулся отвечать на кросс Златко Янкова. Результат – гол в ворота Германии и первый в истории Болгарии полуфинал мундиаля.

«Ещё до турнира я предсказывал, что мы дойдём до полуфинала, – рассказывал СМИ Лечков еще в далеком 2014 году. За день до матча мы отметили два дня рождения, мой и тренера Димитара Панева. Давления не было, а вот немцы волновались. Мы играли свободно и отлично себя показали». В полуфинале чудеса закончились: итальянцы оказались слишком сильны, а дубль Роберто Баджо вывел Адзурри в финале впервые за 12 лет. Болгария тщетно пыталась сражаться за третье место, но понесла поражение от Швеции. Болгария уехала обратно, но её подвиги не были забыты. Стоичков и Балаков были признаны одними из лучших в Кубке Мира. Вскоре Стоичков станет первым и единственным болгарином, выигравшим Золотой мяч. Балаков же уйдёт в 1995 из Спортинга, и за четыре года станет легендой Штутгарта и лучшим игроком в его истории. Что же касается Лечкова, то второй гол Греции и победный пенальти Мексики станут лучшими достижениями в его карьере. И не случайно, что этот момент пришёлся, когда он демонстрировал лучшую игру и на клубном уровне. К моменту, когда Болгария отправилась в Соединенных Штатах, он завершал свой второй сезон в немецком Гамбурге. Это был его первый клуб за пределами родины. В Гамбурге Лечков оказался летом 1992 года после всего одного сезона в софийском ЦСКА. Благодаря его 17 голам за 29 игр самый успешный клуб страны добился своего 27 титула. Болгарию он покидал без сожалений, но это было только начало его долгого странствия по разным странам и лигам. Он нигде не задерживался надолго и всегда думал о том, что все еще будет, все еще впереди.

Спустя два года Болгария продолжала удивлять, на этот раз впервые пробившись на чемпионат Европы. Особо следует отметить камбэк против Германии, которая и выиграет турнир. В Англии, к сожалению, сказочная история не повторилась. Благодаря двум голам Стоичкова появилась надежда, но месть французов была ужасна, и групповой этап оказался болгарам не по силам. Обошлось. К превеликому счастью репутацию самого Йордана Лечкова ничего не испортило. Он был хорош, как всегда. И обиду на французов он не держал, что иллюстрирует его переход во французский солнечный Марсель. Марсельцы переживали не лучшее время: то был сложный переходный период после возвращения в Лигу 1 после того, как их отправили в пучины низших дивизионов за финансовые махинации бывшего президента Бернара Тапи. Закрывая глаза не очень неприятнейший инцидент, Марселю помогал президент Adidas Робер Луи-Дрейфус. С таким спонсором команду пополнил целый ряд звёзд, среди которых были победитель Евро 1996 года Андреас Кёпке, Лоран Блан и обладатель золота Лиги чемпионов 1996 года. Его звали Фабрицио Раванелли.